Галина Михайловна Андреева рассказала как-то историю про «второй эффект Зейгарник». Когда Блюма Вульфовна приехала в конце 70-х в Лейпциг на конференцию, то выстроилась целая очередь, чтобы поцеловать ей ручку (именно это Г.М. и назвала «вторым эффектом»). А кто-то из немцев, знавших Зейгарник ещё как ученицу Курта Левина, так искренне удивился её приезду, что радостно воскликнул: «О, Зейгарник, так Вы ещё живы!»

***

В застойные времена в Тбилиси состоялся «симпозиум по бессознательному» (официального названия сейчас не помню). Тогда это воспринималось как очень смелое событие. Но Фрейда же надо было критиковать! И вот один из ораторов говорит примерно следующее: «Нельзя всё сводить с сексуальности! Ведь существуют же дружба, коллективизм, патриотизм, и другие сексуальны… извините, социальные потребности…»

***

Хорошая шутка Алексея Алексеевича Леонтьева, про которую мне рассказал его сын Дмитрий (которого, кстати, некоторые преподаватели психфака упорно звали Лёшей). На одной из конференций докладчик спорит с тем, что закон установки распространяется на сферу человеческого мышления. На что «Леонтьев-средний» говорит про оратора: «Он мыслит безустановочно…»

***

Моя собственная студенческая оговорка: отвечая на вопрос о константности восприятия на экзамене, я вместо «альбедо» сказал «либидо». А на вопрос экзаменатора: «Что, Фрейда начитались?» я так растерялся, что ответил: «Нет… не читал…» Если учесть, что экзамен принимал Пузырей, то становится понятным удивление моих друзей-сокурсников: «Как он тебе после этого ещё тройку-то поставил!»

***

История советских времён. Донцов, сидевший в госкомиссии на экзамене по научному коммунизму, подошёл ко мне после официального подведения итогов, и сказал: «Хотел было выделить Ваш ответ как особенно удачный… Но после того, как Вы в третий раз вместо «утопический социализм» произнесли «социалистический утопизм», что-то я уже не решился…»

***

Если у человека есть Душа — то почему же учёные до сих пор не могут найти никаких объективных доказательств её существования?
Кажется, ответ довольно прост: человек не в состоянии её увидеть по той же причине, по которой зеркало не может отразить самое себя. Какие хитрые зеркальные конструкции ни сооружай, максимум, что может в них отразиться — так это рамка вокруг зеркала.
Тоже и с человеком: обрамляющее Душу тело видно вполне отчётливо, а вот рассмотреть её саму ровным счётом никакой возможности нет — и никогда не будет.

***

Задумался о смысле слова «святое» применительно к своим собственным переживаниям.
Святое для меня — это то, что у меня внутри. Даже если я очень сильно захочу пустить туда другого, он всё равно не сможет сюда попасть. Даже если я смогу ему об этом рассказать, он не сможет этого увидеть. Даже если он сможет это увидеть, он не сможет этого почувствовать. Даже если он сможет это почувствовать, он никогда не сможет стать мною. Святое для меня – это то, где я нахожусь наедине с Богом. Своим Богом, встретиться с которым внутри меня самого не сможет никто другой, кроме меня.

Борис Новодержкин | www.bori.ru

 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх